Шахматная страничка Сергея и Дмитрия

    
НОВОСТИ+ ТУРНИРЫ Чемпионат СНГ-1 Чемпионат СНГ-2 Чемпионат СНГ-2006 Чемпионат СНГ-2006 Финал

КАК УСТАНОВИТЬ Что такое Winboard? Все движки WB Другие интерфейсы DOWNLOAD NEW!! TOPLIST-1 TOPLIST-2   TOPLIST-3  TOPLIST-4  TOPLIST-5 TOPLIST-6 Российские движки Движки UCI (ARENA) UTIL   Бесплатные программы/Freechess Движки для ChessBase Шахматные продукты от Chess Assistant Партии А.Д.Петрова   Читатели обсуждают "Человек и компьютер" "Прыжок Ливитского" Совместимость Архив 2001 года   Новости 2002 года Новости 2003 года Новости 2004 года Новости 2005 года Об авторах Наши ссылки (Links) Интервью с авторами программ

Первый (Каисса знает Каспарова)


Идея проведения чемпионата СНГ среди шахматных программ уже несколько лет витала в воздухе. Первые разговоры на эту темы появились еще в 2002 году, правда, тогда и шахматных программ было совсем немного, всего четыре (Bestia, Ufim, WildCat, Mustang), да и их сравнительная сила была ясна и без всякого чемпионата. Эти программы поддерживают протокол Winboard. Нужно сказать, что в России существовали и другие программы, в основном для DOS - Кентавр, Дракон, Мираж, но их участие в турнире требует наличия персональных компьютеров в количестве, равном числу участвующих программ, помещения, ну и, конечно, помощников, которые могли бы выступить в качестве операторов шахматных программ.

В 2002 году поставленную задачу решить не удалось главным образом из-за отсутствия материальной базы (помещения и компьютеров).

Но нет худа без добра. Два года пролетели незаметно, а шахматные программисты, проживающие на просторах СНГ, не теряли времени даром.

В первом неофициальном чемпионате стран СНГ, который состоялся по инициативе сайта SDchess в марте 2004 года, приняли участие 10 шахматных программ:  три из Беларуси,  пять из России и  две из Украины.

Турнир проходил на двух компьютерах Р-4 2000 (2400),256,Windows XP (один из которых находился в Москве – SDchess, другой – в Комсомольске - на Амуре у Александра Погорелова, партнера сайта), под интерфейсом Winboard 4.2.7 с использованием турнирного менеджера Ю.Островского (Финляндия),  в четыре круга с контролем 30 минут на 60 ходов. Для каждой программы был установлен  размер используемой ею оперативной памяти в  32 мb. Программы использовали  собственные дебютные библиотеки, а также эндшпильные таблицы для 4-5 фигурных окончаний.

Турнир получился  большим и продолжительным. Программы сыграли по 72 партии, т.е. каждый  участник сыграл с другими  9 матчей из 8 партий, поэтому о случайности его результатов говорить не приходится.

Еще задолго до проведения чемпионата, все кто был более или менее знаком с творчеством его участников, мог безошибочно назвать главным фаворитом российскую программу Сергея Маркова SmarThink. Разумеется, нельзя было сбрасывать со счетов сильную белорусскую программу WildCat Игоря Коршунова, заметно усилившийся за последнее время российский Ufim Нияза Хасанова, а также выросшую за 2003 год как на дрожжах  белорусскую программу Kaissa Владимира Елина. Однако, как это часто бывает, реальность внесла серьезные коррективы в эти прогнозы. Как только стартовал турнир,  Kaissa стала выигрывать одну партию за другой и прочно захватила лидерство, а следом  буквально «на колесе» висели российские программы Ufim и SmarThink. Но одним из главных сюрпризов стартовых туров стало выступление еще одной российской программы – Eeyore Антона Майделя. Первые версии  программы «Иа-Иа» появились только в январе 2004 года, и за два  с небольшим месяца этот движок   из новичков почти моментально превратился в крепкого середняка с рейтингом более 2100 единиц.  Eeyore не только прочно обосновался в середине турнирной таблицы, но и сумел нанести поражение в одной из партий главному фавориту SmarThink. Причем партия вышла довольно чистенькой: получив лучшую позицию после выхода из дебюта, Eeyore хладнокровно отбил все попытки SmarThink-а замутить воду и добился заслуженной победы.

Один тур сменял другой, а  ситуация в верхней части турнирной таблицы оставалась прежней. Наступило время  встречи лидеров. Казалось, что в очном поединке  главный фаворит SmarThink сможет окончательно переломить ход борьбы в свою пользу, но этого не произошло. Напротив, одержав убедительную победу в очных поединках, Kaissa  фактически  сняла главный вопрос чемпионата. Теперь хотелось бы остановиться на  нескольких партиях участников.

Комментарий Василия Петухова, партнера сайта SDchess.

 

WildCat 3.0 - Kaissa 1.7

0:1, 6. 3.2004.

1. d4 ¤f6 2. c4 g6 3. ¤c3 d5 4. cd ¤d5 5. e4 ¤c3 6. bc Ґg7 7. Ґc4 c5 8. ¤e2 ¤c6 9. Ґe3 O-O 10. ¦c1 cd 11. cd Јa5 12. ўf1 Јa3 13. Јb3 [За преимущество можно бороться путем 13.¦c3] Јb3 14. Ґb3 ¦d8!? Этого продолжения нет в моей базе, но, уверен, что оно не раз встречалось: ход вполне естественный. [Обычно играют 14...Ґd7]

15. d5 ¤a5 16. Ґa4 b6 [16...e6 17.Ґg5 f6 18.Ґf4 e5 19.Ґd2 b6 20.f3І

 

17. ¦c7? Здесь эта активность совершенно неуместна и приводит белых к плохой позиции. Лучше было ограничиться 17.f3 Ґa6 18.ўf2 с примерно равной игрой.  17 .... e6 18. Ґg5 f6 19. Ґd2 ed 20. Ґa5 ba 21. Ґb3 Ґa6 22. Ґd5 ўh8 23. f4 [23.f3 ¦ac8 24.¦a7 Ґd3! (24...¦c1?! 25.ўf2 ¦h1 26.¦a6) 25.ўe1 Ґh6°] 23... ¦ac8 24. ¦c8 ¦c8 25. ўf2 ¦c2 26. ¦e1 Ґf8 27. ўf3 Ґc5 28. g4 ¦b2 29. ¤g1 ¦h2  Хотя у черных лишняя пешка сдвоена, позиция белых безнадежна из-за плохой позиции коня.

30. ¦c1 Ґb6 31. ўg3 ¦b2 32. ¤h3 [32.¤f3 Ґf2 33.ўh3 Ґe3]  ¦d2 33. ¤g1 Ґf2 34. ўf3 g5 35. f5 Ґd4 36. ¦b1 ўg7 37. ¦c1 h5 38. gh ўh6 39. ўg3 Ґe5 40. ўg4 ¦f2 41. a4 ¦f4 42. ўh3 Ґf1 43. ўg3 ¦f5 44. ўg4 ¦f2 45. ¦f1 ¦f1 46. ¤f3 ¦f2 47. ¤e5 fe 48. ўg3 ¦f6 49. Ґc4 ¦f4 50. Ґd5 ўh5 51. Ґb7 g4 52. ўg2 ўh4 53. Ґc6 g3 54. ўg1 ўg4 55. Ґd7 °, и черные выиграли  [0:1]

 

 

Kaissa 1.7 - WildCat 3.0

 0:1, 6. 3.2004.

 1. d4 ¤f6 2. c4 g6 3. ¤c3 d5 4. cd ¤d5 5. e4 ¤c3 6. bc Ґg7 7. Ґb5 c6 8. Ґa4 b5 9. Ґb3 b4 10. Ґb2 a5 Редкий ход, обычно встречается [10...bc]  11. cb ab 12. Јd2 [12.¦c1 Ґa6 13.f4 Јd7 14.¤f3 O O 15.Јd2 Јb7 16.e5 ¤d7 17.h4 с атакой Грабляускас - Зитин, Ювяскюля, 1997 ] O-O 13. Јb4 ¤d7© (Компенсация за материал) 14. ¤f3[лучше14.¤e2 с идеей 0-0] c5 15. Јd2 Ґa6 16. ¦d1 ¦c8 17. Јe3 Јb6 18. ¦d2 cd 19. ¤d4 ¦fd8 20. ¤e2 ¤c5 21. ¦d8 ¦d8 22. Ґg7 ўg7?! [22...¤d3 23.ўf1 Јe3 24.fe ўg7 с явно лучшим эндшпилем у черных] 

 

23. Ґc2? Решающий промах. После 23.O O ¦d3 у черных лучше, но не более того] Јb5 24. f4 ¤d3 25. Ґd3 ¦d3 26. Јa7 ¦b3 27. ¤c1 Јb4 28. ўd1 ¦c3 29. ¤b3 [Не спасало ни 29.Јf2 Јb1 30.Јd2 ¦d3, ни 29.Јa6 Јd4]  ¦d3 30. ўc2 Јc3 31. ўb1 ¦d2° с матом  32. Јd4 ¦d4 33. a3 Јb3 34. ўc1 Јc3 35. ўb1 ¦d2 36. a4 Ґd3# Black mates [0:1]

 В заключении приводим итоговую турнирную таблицу. 

#

Программа

Автор

Страна

Очки

1

Kaissa 1.7

Владимир Елин

Беларусь 

61.5

2

SmarThink 0.17a

Сергей Марков

Россия 

59.5

3

WildCat 3.0

Игорь Коршунов

Беларусь

50.5

4

Ufim 4.04

Нияз Хасанов

Россия 

45.5

5

Greko 2.69SNG

Владимир Медведев

Россия 

37.5

6

Booot 3.1.1

Алексей Морозов

Украина

34

7

Eeyore 1.25

Антон Майдель

Россия 

30.5

8

Bestia 0.90

Юрий   Ляпко

Украина

28.5

9

Adamant 1.6

Георгий Варенцов

Россия

6.5

10

Mustang 2.67

Алексей Корнейчук

Беларусь

6

 Подробности можно найти на нашей страничке http://sdchess.narod.ru  

Сергей Кудрявцев

Homepage (English version)


Last updates 23.10.04 22-00


Используются технологии uCoz